вторник, 10 января 2012 г.

Боевые искусства на Руси

Когда же зародились боевые искусства, в том виде, в котором мы их сейчас знаем?
На востоке это произошло в середине первого тысячелетия. Считается, что монах по имени Бодхидхарма принёс в Китай индийскую религию- буддизм. в прочем она существовала там и раньше, но основное своё развитие получила именно с приходом Бодхидхармы).
В дальнейшем эта ветвь буддизма, стала называться дзен- буддизмом, впитав в себя, в какой- то степени, ещё и даосизм. Впрочем, это очень спорный вопрос, Бодхидхарма ли является основоположником дзен или нет.
Но, так или иначе, с его приходом в знаменитый монастырь Шаолинь начинается история боевых искусств. Впитав в себя элементы даосской и индийской йоги, и смешавшись с китайскими школами борьбы, появляется УШУ - первая из действительно серьёзных школ рукопашного боя.
А вот когда появились западные школы однозначно сказать нельзя. Ведь что представляет собой боевое искусство?
Боевое искусство - есть совокупность определённых приёмов ведения боя. в физико-техническом плане, и духовная гармония и умиротворённость в философском плане. То есть, каждый приём или действие не возможно без духовной гармонии. Так говорили на востоке.
Ну а что же Европа? А в Европе, которая по ряду причин является полной противоположностью Азии, и развитие боевых искусств закончилось на том, что лучше всего описывает русская поговорка: "против лома нет приёма"; и философии никакой не надо, хвать что под руку попало, и вперёд! Не говоря уже о рукопашном бое, где всё сводилось к тому, чтобы схватить противника за горло и "дубасить", что было силы - "по лицу руками".
Это описание достаточно условно, но примерно позволяет понять основную суть разницы между боевыми искусствами востока и запада.
Всё это касается рукопашного боя. Бой с оружием в Европе, как сказано выше, был развит куда лучше, и поэтому его в той или иной степени можно назвать боевым искусством.
В работе с оружием, первое, что обращает на себя внимание- это подход к защищённости. На западе это. значит, выдержать удар. Отсюда и стремление к тяжёлым доспехам и, следовательно, к оружию способному их пробивать или протыкать - топорам и дубинам, с одной стороны, чеканам, пикам и стилетам- с другой.
А это влияет на технику нанесения ударов с максимальным использованием силы инерции тяжёлого оружия, с жёсткими блоками и всем тем. Что называется "фехтованием со звоном". Тяжёлая защита сковывала движения, и развитых систем уходов с линии атаки, обходов противника нет.
На Востоке главным было не выдержать удар, а не подставиться под него. Конечно, двуручником европейца легко разрубить японский доспех, но зато гибкость его сочленений позволяет сделать в нём сальто. И блоки более скользящие, отводящие, а при фехтовании слышен свист мечей, не сталкивающихся друг с другом.
Европейское понимание защищённости ведёт к стремлению держать противника подальше от себя при помощи достаточно длинного оружия. Восточный упор на маневренность позволяет "отступать вперёд", двигаться на противника находить щели в его доспехах.
И если человек Востока в бою рассчитывает, главным образом, на себя и своё умение справляться с трудностями без помощи извне, то вынутый из доспехов рыцарь, в общем, бессилен.
Вторгаясь в современные анализы можно пойти шире, что любят делать некоторые буддистские проповедники, утверждающие, что суть европейского подхода заключается в том, чтобы за тебя всё делал кто- то и, что, когда между проявлением желания и его исполнением проходит время, нужное всего лишь для нажатия кнопки, то исчезает само понятие о Пути, пропадает желание учиться и нет и нет потребности тратить долгие годы на изучение боевых искусств и самосовершенствования в них, когда можно просто достать пистолет и выстрелить. Правда пистолет не всегда есть в кармане.
Однако коли речь заходит о победе, то победу эту европеец должен лицезреть. Герои бьются несколько дней без передышки, находясь несколько раз на краю гибели, но вот победа одержана и пот отёрт со лба.
Так выглядят европейские описания поединков героев древности и европеизированные схватки в фильмах с боевыми искусствами.
На Дальнем Востоке описание поединка выглядят по- другому: "Поднялась рука, опустился меч, голова упала на землю". А в Кэндзюцу (искусство боя мечом) есть "поединок сердец", когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, кто первым дёрнулся к оружию. И в том, чтобы демонстрировать внешние проявления мастерства, необходимости просто нет. Возможно именно такая ситуация породила японскую поговорку: "Меч- всего лишь неуклюжие оружие для рубки дров".
На Востоке победа означает не "Я победил", а "Он побеждён". Самым великим полководцем считается не выигравший сто сражений из ста, а добившийся тех же результатов без единого сражения. Впрочем. И у нас в России полководца- героя называют не "всепобеждающим", а "непобедимым".
Можно попробовать поискать корни различия боевых искусств Востока и Запада в менталитете, сформированным с одной стороны, авраамическими религиями (иудаизм, христианство, ислам), а с другой - буддизмом.
Первый путь - жёсткое разделение на наших и не наших, и активная наступательная позиция в отношении последних.
Христианство не учит уважать "поганых язычников", и в нём нет истока для восприятия себя и противника, как частей единого целого, что, кстати, говоря, является обязательным условием развития мастерства в боевом искусстве Востока. Может быть, поэтому на Западе боевые искусства, если и развивались, то только как способ ведения боя, а не как путь жизни.

1 комментарий:

  1. Статья познавательная. Эх, сразу вспомнились сказки про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича). Много интересной информации, автору респект.

    ОтветитьУдалить