Айкидо — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэи Уэсиба как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.
Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».
Айкидо - это современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой (1883-1969). Его уникальность заключается в том, что оно делает основной упор на этические принципы, которые воплощаются в применении его техник. Хотя Морихэй Уэсиба активно практиковал айкидо более двадцати лет до войны, считается, что искусство приобрело свою современную форму уже в послевоенные годы.
Технические корни айкидо уходят, главным образом, в Дайто-рю айкидзюдзюцу. А это искусство дзюдзюцу в свою очередь произошло от различных боевых традиций, передававшихся из поколения в поколение воинами клана Айдзу. Программа школы Дайто-рю была модернизирована и распространена Сокаку Такэда, начавшим открыто преподавать это искусство в конце девятнадцатого века и имевшим, как утверждают, более тридцати тысяч учеников. Морихэй Уэсиба был одним из ведущих учеников Такэда и его успех помог возродить интерес к школе Дайто-рю.
На Уэсибу также большое влияние оказал Онисабуро Дэгути (1871-1948), глава религиозной секты Омото. Основатель айкидо очень многое позаимствовал из учений Омото. Его видение динамической гармонии Вселенной очень близко принципам этой религии.
С начала 50-х годов айкидо начинает приобретать все большую и большую популярность, как в Японии, так и за ее пределами. Уэсиба, которому к этому времени было уже больше семидесяти лет, уже не играл главной роли в распространении айкидо. Заслуга стремительного распространения этого искусства принадлежит таким людям, как Коити Тохэй, Годзо Сиода, Минору Мотидзуки, Кэндзи Томики и Киссёмару Уэсиба.
Эти центральные фигуры также отвечают за развитие основных стилей айкидо, практикуемых сегодня. Родословную практически каждой действующей сегодня школы айкидо можно проследить, по крайней мере, от одного из этих учителей- первопроходцев. Давайте теперь по очереди рассмотрим основные направления в айкидо, основанные на учениях вышеназванных инструкторов.
Айкикай Хомбу Додзё. «Хомбу Додзё» в том виде, в котором он известен десяткам тысяч айкидок во всем мире, является прямым продолжением довоенной школы Уэсибы, известной как Кобукан Додзё. Это самая большая из организаций айкидо, насчитывающая тысячи дочерних школ и филиалов по всему миру. Основную школу возглавляет Третий Досю (дословно «возглавляющий путь»), Моритэру Уэсиба, внук основателя. Своими ранними успехами и международным распространением Айкикай обязан, главным образом, усилиям Коити Тохэя и других ранних сиханов. Тохэй Сэнсэй часто совершал поездки на Гавайи и в Соединенные Штаты, а также написал целую серию популярных книг, переведенных на все основные европейские языки.
После смерти основателя в 1969 году Акикай возглавил его сын, Киссёмару Уэсиба, и в 1974 году Тохэй Сэнсэй подал в отставку. Основной вклад Второй Досю сделал в области распространения искусства, а также модификации и упрощения его технического арсенала. В школе Айкикай техники и методы преподавания, использовавшиеся основателем, уступили место более новым педагогическим подходам. Айкикай снял акцент с боевого аспекта техник айкидо, и вместо этого стал практиковать искусство как дисциплину самосовершенствования, цель которой состоит в развитии активных членов общества.
Айкикай пользуется поддержкой различных выдающихся бизнес групп и политических организаций. Эта связь с элитой японского общества уходит корнями в довоенные годы, когда среди учеников и друзей Морихэя Уэсибы было много влиятельных людей из политических, военных и деловых кругов.
Из Айкикая вышло множество выдающихся сиханов, которые действуют под его «крышей» и имеют большое количество последователей. Такие фигуры, как Сигэнобу Окумура, Хироси Тада и Сёдзи Нисио занимают самый верхний ряд. В этом коротком списке отсутствуют Риндзиро Сирата, Морихиро Сайто, Садатэру Арикава, Кисабуро Осава и Сэйго Ямагути, которые уже ушли в мир иной. Следующее поколение инструкторов включает такие имена, как Масатакэ Фудзита, Сэйсиро Эндо, Сэйдзюро Масуда, Масандо Сасаки, Норихико Итихаси и Нобуюки Ватанабэ.
В 1976 году Айкикай основал так называемую Международную Федерацию Айкидо. МФА создала пирамидальную иерархическую структуру и выработала ряд правил и инструкций. Однако ей не удалось утвердиться как самостоятельной организации, отдельной от Хомбу Додзё, и, в конце концов, она забуксовала. И хотя формально МФА продолжает существовать, она никогда не решала никаких реальных политических задач.
В последние годы, в организационном смысле Айкикай принял примиренческую позицию. В результате большое количество крупных независимых групп, которые по той или иной причине ранее отделились от Хомбу Додзё, были вновь приняты в его ряды после многих лет изоляции.
Второй по величине организацией айкидо считается Ёсинкан. Эта школа айкидо была основана Годзо Сиодой (1915-1994) в начале 50-х годов. Сиода Сэнсэй был одним из лучших учеников Уэсибы в довоенные годы, и для его стиля характерны эффективные, похожие на дзю-дзюцу техники и четко определенная методология преподавания. Сиода Сэнсэй написал множество книг по Ёсинкан айкидо и совершил ряд поездок за пределы Японии.
Подобно Айкикаю Ёсинкан имеет хорошие связи в деловых и политических кругах, и это является положительным фактором для его развития. Реальный политический контроль над организацией находится в руках Совета Директоров. После смерти Сиоды Сэнсэя ведущим сиханом Ёсинкана является Киёюки Тэрада. Другие известные учителя Ёсинкан - Кёити Иноуэ, Такэфуми Такэно, Цутому Тиба и Хиромити Нагано.
В 1990 году Ёсинкан организовал Международную Федерацию Айкидо Ёсинкан. В отличие от Айкикая, Ёсинкан создал для своей организации свободную неиерархическую структуру и весьма успешно привлекает в свои ряды различные независимые додзё.
Синсин Тоицу Айкидо - это организация, созданная Коити Тохэем в 1974 году, во время его разрыва с Айкикаем. Часто называемая «Обществом Ки» эта группа, как следует из ее названия, придает особое значение концепции ки. Этот принцип ки определяет практику техник айкидо, входящих в программу изучения Общества Ки. Группа Тохэя также включает в свою практику и целительные техники ки. Она имеет общенациональную сеть додзё и множество филиалов заграницей. Все они централизованно контролируются из головного Додзё, который находится в Синдзюку, недалеко от Айкикай Хомбу Додзё.
Тохэй является автором многочисленных книг по айкидо и вопросам, имеющим отношение к ки. Как уже упоминалось выше, он играл решающую роль в распространении айкидо в Японии и за рубежом, когда еще был частью Айкикая. Однако из-за скандала, сопровождавшего уход Тохэя из главной организации, его имя было вычеркнуто из анналов истории Айкикая, и в результате многие занимающиеся айкидо сегодня никогда о нем не слышали.
Теперь обратим внимание на Томики айкидо. Принципы и практика айкидо этой группы основаны на учении Кэндзи Томики (1900-1979). Томики был одним из ранних учеников Уэсибы. До знакомства с айкидо, он был дзюдоистом очень высокого класса. К тому же он был очень образованным человеком; он окончил одно из наиболее престижных высших учебных заведений Японии, Университет Васэда.
После войны Томики Сэнсэй стал профессором в своей альма-матер, и именно здесь он создал группу последователей, которая включила в свою практику соревнование. Однако подход Томики Сэнсэя был категорически отвергнут сообществом айкидо, посчитавшим его теории абсолютно противоречащими этическим учениям основателя.
Между додзё айкидо Томики по-прежнему регулярно проводятся национальные и международные соревнования, а количество членов группы постоянно растет. Ведущими фигурами в айкидо Томики сегодня являются Тэцуро Нарияма и Фумиаки Сисида, а принятие решений осуществляется Советом Директоров Ассоциации Айкидо Японии.
Еще одна крупная школа этого боевого искусства называется Ёсэйкан айкидо. Она была основана Минору Мотидзуки, еще одним ранним учеником Уэсибы и успешным борцом дзюдо. В 1930 году Дзигоро Кано отправил Мотидзуки учиться в Кобукан Додзё Уэсибы. Помимо айкидо и дзюдо Мотидзуки также изучал Катори Синто-рю и каратэ. Новаторство Мотидзуки заключалось в создании комбинированного искусства, включавшего в себя элементы всех школ, которые он изучил. В результате Ёсэйкан айкидо имеет широкий технический арсенал, на овладение которым уходит много лет.
Мотидзуки также был весьма склонен к теоретизированию и написал множество эссе касательно широкого спектра вопросов, имеющих отношение к боевым искусствам. Он также сыграл важную роль в международном распространении айкидо. Мотидзуки был первым человеком, который стал преподавать айкидо за пределами Японии. Начиная с 1951 года, он провел два года во Франции, где преподавал айкидо и дзюдо. Ёсэйкан айкидо имеет очень ограниченное распространение в Японии, но очень сильно развито в Европе, особенно во Франции. У него также есть небольшая, но преданная группа последователей в Северной Америке.
Хотя вышеприведенный список охватывает основные стили айкидо, практикуемые сегодня, существует большое количество более мелких независимых групп, достойных упоминания. Тэндокан айкидо, основанное бывшим инструктором Айкикая Кэндзи Симидзу имеет сильный додзё в Токио и большое количество последователей в Европе, особенно в Германии. Симидзу также является соавтором бестселлера «Дзэн и айкидо».
Такаси Кусида, бывший инструктор Ёсинкана, активно действует в Северной Америке, управляя организацией, известной как Ёсёкай. Ныне покойным Род Кобаяси из Общества Ки основал Сэйдокан айкидо, распространенное главным образом на Западе США. Бывший инструктор Айкикая и Общества Ки Сидзуо Имаидзуми, обосновавшийся в Нью-Йорке, сейчас возглавляет группу, известную как Син Будо Кай.
Также существует целый ряд независимых организаций в Англии, Франции, Германии и Скандинавии. Некоторые из этих европейских групп наотрез отказываются присоединяться к какой-либо японской организации из-за негативного предыдущего опыта.
Философия айкидо
Айкидо не является исключительно боевой системой.
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо, в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит те же убийственные техники бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.
Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.
О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией, что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.
Гиганты айкидо
АСАИ КАЦУАКИ
8-й дан Айкидо (Айкикай Сихан). Родился в Токио. Был отправлен от Хомбу Додзё в Западную Германию, куда прибыл 21 октября 1965 года. Обосновавшись первоначально в Мюнстере, в период с 1965 по 1966 г. Асаи Сэнсэй работал национальным тренером подразделения Айкидо DEUTSCHER JUDO BUND. Позже, в 1967 он оставил DJB и основал AIKIKAI DEUTSCHLAND, который был зарегистрирован в окружном суде Мюнстера как неприбыльная организация. В первые годы Асаи Сэнсэй приглашал других японских учителей, живших в то время в Европе, для проведения демонстраций и семинаров в Германии. Масамити Норо и Хироси Тада неоднократно приезжали по его приглашению. В 1978 году у Асаи Сэнсэя появился инструктор-ассистент, Кэнга Хатаяма, присланный из Японии, чтобы помочь ему обучать возросшее количество учеников. С 1980 года он устраивает ежегодные встречи и семинары, в которых принимают участие так называемые «молодые сэнсэи», то есть младшие японские инструктора, проживающие в Европе и представляющие Айкикай. В настоящее время Асаи Сэнсэй живет в Дюссельдорфе и часто выезжает проводить семинары выходного дня. Он лично отвечает за присвоение степеней (кю и данов) от Айкикая в Германии. Он также работал Техническим Советником при Международной Федерации Айкидо.
АБЭ СЭЙСЭКИ
8-й дан Айкидо. Учитель средней школы на пенсии и мастер-каллиграф. Начал заниматься приблизительно в 1952 году. Абэ Сэнсэй был не только учеником Морихэя Уэсибы, но и учил его каллиграфии в последние годы жизни основателя. Уэсибой устно присвоил ему 10-й дан.
Реальное айкидо 2011
Смертельные искусства Айкидо