Ниндзюцу



Ниндзюцу («искусство скрытности») — японское боевое искусство.

Происхождение
Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.
Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.
Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.
Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.
В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.

Основы учения
Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.
Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (CHI), Воды (SUI), Огня (KA), Воздуха (FU) и Пустоты (Первооснова всего, KI. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название тон-дзюцу — исчезновение путём подражания.
Второй блок — искусство борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:
Тай-дзюцу — искусство владения телом
Бу-дзюцу — работа с оружием
Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)
         
Рукопашный бой ниндзя
По мнению историка-япониста Горбылева, отдельной системы рукопашного боя ниндзя не существовало[1]. Кланы ниндзя использовали старую форму дзю-дзюцу. Вместе с тем, были отличия от самурайских стилей дзю-дзюцу.
Больше ударов, чем в самурайском дзю-дзюцу.
Упор на удушающие приемы, как более бесшумные по сравнению с бросками.
Упор на ведения боя в малых помещениях.
Предпочтение внезапным ударам (из засады, сзади и пр.)
Упор на приемы ошеломления противника.
Ни одно из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведет происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приемы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях японской армии.
При бегстве применялись 2 приема рукопашного боя[2]. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.
По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков[3]. Серьезные тренировки в рукопашном бое влекут за собой серьезные изменения во внешнем облике и демаскируют ниндзя. Поэтому ниндзя делали акцент на приемах внезапного нападения с близкой дистанции.

Снаряжение ниндзя
Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку, детали синоби-сёдзоку: уваги (куртка) и додзимэ (пояс), ига-бакама (штаны), дзукин (маска), тэкко (накладки на руки), кяхан или асимаки (ножные обмотки), таби (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи (сандали) и уваппари (верхняя куртка) и нагабукуро («рюкзак» ниндзя).
Переменное одеяние — Кавари-гомоно
Амигаса — соломенная шляпа
Доспехи
·                       Кусари-катабира (кольчужный доспех)
·                       Татами-гусоку (типы Кико и Куратагину) — легкий доспех.
Щиты
·                       Тэцу-но камэ
·                       Нэрукава-ита
Оружие ниндзя
Огнестрельное оружие Каки
·                       Фитильные (хинава-тэппо)
·                       Кремневые (хиути исидзю)
·                       Духовые (кукидзю)
·                       Вакидзаси-тэппо (ружье, замаскированное под меч Вакидзаси)
·                       Ядатэ-тэппо (ружье, замаскированное под футляр для кисти)
·                       Кисэру-тэппо (ружье, замаскированное под курительную трубку)
Пушка
·                       Мокухо («деревянная пушка»)
·                       Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)
Зажигательные средства
·                       Огненные стрелы Хия
·                       Бохия — огненная палка
·                       Утихия — метательная зажигательная стрела
·                       Хидакэ — огненный бамбук
·                       Хисякэн («огненный сякэн»)
·                       Отравляющие средства
·                       Моппан
·                       Фуё-но ооги
·                       Нэмуриби
·                       Кусагамэ
Запалы и фитили
·                       Хокути, Хинава, Хиноки-Хинава, Такэ-хинава, Гудзин-хинава, Амэ-синоги-хинава, Амэ-хинава, Мидзу-хинава.
Мечи, копья, секиры, ножи
·                       Ниндзя-то, Синоби-гатана — меч ниндзя
·                       Танто -нож
·                       Конагината — короткая нагината
·                       Сибаки-яри — копье
·                       Камаяри — копье-серп
·                       Оно — секира
·                       Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы).
Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп.
Боевые шесты и дубинки
Дзе, Сякудзе, Рокудзе, Сюмонкудзуэ, Бо, Ханбо, Косикирибо, Мимикирибо и т. д.
Верёвки и цепи
·        Мусубинава — веревка с грузиком
·        Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): Кусари-фундо, Тама-гусари,Содэ-гусари, Кусари-дзюттэ, Рё-бундо и т. д.
Метательные бомбы и гранаты
Метательное оружие
·        Ханкю (половинный лук) и Юмия (стрелы)
·        Фукия (Фукибари) — стрельба отравленными стрелами из духового «ружья»
·        Сюрикэны (метательные «звёзды» ниндзя)
·        Сякэн («звездочка»), типы: Санко, Дзюдзи, Роппо, Хаппо, Мандзи, Нагарэ-мандзи, Тэккан и т. д.
·        Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы: Босугата, Тантогата, Кугигата, Хэйтёгата, Харигата, Хасидзё, Кусабигата и т. д.
·        Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжелым наконечником, напоминает дротик для Дартс, но большего размера).
·        Цубутэ, Арарэ, Мэцубуси.

Легенды и факты о ниндзя
Рассказы о жизни и деятельности ниндзя составляют довольно значительный процент той ауры таинственности, которая окружает мастеров искусства ниндзюцу . Некоторые рассказы правдивы. Но порядочная часть таких историй искажена преувеличениями, в то время как другая часть рассказана людьми с чересчур живым воображением, подпавшими под влияние притягательности ниндзюцу.
Воин хотя и был натренирован справляться с опасностями и презирать смерть, иногда боялся коварного и находчивого ниндзя, чьи проделки не сходили с уст практически каждого горожанина. Простые люди всегда испытывали страх перед ниндзя, и их суеверные мозги лучше всего поддавались влиянию рассказов о ниндзя.
Сами ниндзя никогда и не пропускали случая воспользоваться тем психологическим влиянием, которое они приобретали над простыми людьми благодаря силе легенд, рассказываемых о них. На самом деле большинство ниндзя прикладывали усилия к увековечению подобных рассказов или к созданию новых, в которых ниндзя представали одинаково беспощадными по отношению как к аристократии, так и к простым людям.
Кто в феодальной Японии не слышал о Яма- да Яэмоне, мастере маскировки, который мог, если верить рассказам, иметь сотни лиц и так быстро менять свою внешность, что толпа, через которую он пробирался, запоминала полдюжины или больше его перевоплощений, прежде чем он выбирался из нее.
Касуми Росуке был известен своими хитрыми уловками и приемами. Шимотсуге Кизару, мастер прыжков, прыгал так хорошо и далеко, что представлялся видевшим его буквально летящим по воздуху. Хатчисуко Тензо отличался своей способностью отходить с территории врага, роя ходы под землей.


Будзинкан ниндзюцу

 


Путь Дракона (Ниндзюцу. Уроки Кекусинкай)