Капоэйра


Капоейра - это боевое искусство, борьба в танце, стиль музыки и образ жизни. Рожденная под жарким бразильским солнцем, она создает атмосферу радости и карнавала. В капоэйре два человека сходятся в танце стратегии и хитрости. Круговые удары ногами и точно выверенные уходы сочетаются со стойками на голове и умопомрачительными акробатическими элементами, которые тут же могут перейти в танцевальные движения. Выступление группы капоэйристов - очень эффектное и красивое зрелище, сопровождаемое музыкой на традиционных инструментах и бразильским фольклором.
Это афро-бразильская культура, которая сложилась из культур многих африканских и бразильских племен. Впервые о капоейре упоминается в каких-либо документах только во второй половине XVIII века. Но точной даты или упоминания о том, кто был создателем капоейры не написано ни в какой литературе. Вид философского спорта, который называется капоэйрой. лучше всего сравнивать с "боевым" фламенко. Знаете о таком? Танцорам и певцам дают в руки навахи, и их стремительно текучие и драматико-восторженные танцы становятся еще и смертельно опасными. Потому что фламенко - это не только рассказы о несчастной любви и смерти, это и есть любовь и смерть. Вот так и капоэйра - игра в жизнь, игра в смерть, где каждое движение исполнено внутреннего смысла, а каждый звук служит обрамлением мистическим обрядам, понятным только посвященным.
Когда черных рабов на бразильских плантациях убивали и морили тысячами, они убегали в сельву и роднились там с не менее бесправными индейцами, которых португальцы тоже не шибко жаловали. Гремучие браки рождали метисов, которые стремились к одному - быть свободными. Но против пушек и ружей европейцев они могли противопоставить только свою страшную религию, которая включала в себя также дикие ритуальные танцы, постепенно обрастаемые приемами защиты и нападения. Так появилась капоэйра.

Капоэйра в Европе
Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом — европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana, за которой последовали другие — например Furacões da Bahia или Brasil Tropical, основанная мастером Камиза Роша. После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza, приехавший в 1978 г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше — в 1975 г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala) в Нью-Йорке. В 1980 г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе.
В 1987 г. состоялась первая летняя встреча Capoeira Summer Meeting, организованная Маркушем Чина (Marcos China) и группой Senzala в Париже. В ней приняли участие многие мастера из Бразилии: Peixinho, Toni, Garrincha и Sorrizo, а также уже закрепившиеся в Европе: Lua (Швейцария), Grande (Франция), Samara (Голландия). Через год в Париже была устроена ещё одна встреча.
С 1989 г. летний лагерь проводится в Гамбурге организацией Пауло Сикейры Capoeuropa. Эта шестидневная встреча является одним из крупнейших событий в календаре европейской капоэйры. Каждый день проходит от 6 до 9 занятий в трёх группах, дифференцированных по уровню подготовки. Дополнительно предлагаются факультативы по африканским танцам и игре на музыкальных инструментах.
Из других значительных ежегодных фестивалей можно выделить International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальную встречу в Амстердаме.

Современная капоэйра
Современная капоэйра в том виде, в каком она была представлена широкой аудитории, состоит из двух стилей: ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, "вязкие" движения, плавно перетекающие одно в другое. Региональ - скоростной, силовой стиль, изобилующий сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами. Но разделение на стили в капоэйра очень условно. По ходу поединка капоэйристы могут переходить с одного стиля на другой. Предпочтение, отдаваемое бойцу одному или другому стилю, очень индивидуально и зависит от множества факторов (например, от возраста: спортсмены в возрасте, как правило, предпочитают более спокойную анголу, а молодые - более динамичный и агрессивный региональ). Для обоих стилей капоэйра характерны очень низкие стойки: боец почти касается руками земли. Основной вид перемещения называется "джинго", это своего рода пританцовывание в боевой стойке. Защита от ударов противника осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные атакующие действия проводится ногами, работе руками отводится второстепенная роль: удары "размазанные", не акцентированные, в основном это шлепки ладонями. Удары ногами выполняются и в прыжках, и с опорой на руки, причем на всех уровнях: в голову, в корпус и по ногам. Акробатические элементы могут проводиться как для ухода от ударов противника, так и для проведения собственной атаки.
Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему войти в круг и когда - выйти. Поединок называется рода (португ. "рода" - "колесо", "круг") и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия. Капоэйристы нередко передают суть роды словом "игра" а себя называют соответственно, "игроками". Игра проходит под исполнение особых, магических песен в сопровождении традиционных инструментов.
Помимо спортивного, в технике капоэйре имеется и боевой раздел. В нем изучаются: борьба одного человека против нескольких противников, борьба безоружного против вооруженного человека, борьба со связанными руками. В капоэйре культивируется и работа с оружием. Традиционное оружие капоэйра - "мачетэ". Поединок с ним называется "макулеле". Проходит он, как и рода, в кругу под пение и музыкальное сопровождение. Также в капоэйра используются специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которые удерживаются пальцами ног. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы полосовали друг друга по спине и груди, оставляя глубокие кровоточащие раны. Однако таким образом рабы сражались только между собой, это был не совсем бой, ведь его участники не пытались убить друг друга. По мнению специалистов, это некий ритуал, назначение которого не совсем понятно.
Возможно, таким способом проводилась психологическая подготовка бойцов.
Магия - еще одна грань капоэйра, темная ее сторона, скрытая от посторонних глаз. О магической основе капоэйра известно немного. Черные невольники привозили с собой свою религию, свои верования, ритуалы и обряды. И хотя португальцы силой насаждали христианство, афробразильцы, приобщаясь к новой вере, не спешили забывать старую. До сих пор в Бразилии сохранились магические ритуалы, пришедшие из далекого прошлого, - такие, как убанда и кондомбле. Сама рода - это не просто спортивный поединок, но и магический процесс, в котором участвуют не только бойцы, непосредственно заняты игрой, но и те, кто образует круг и под хлопанье в ладоши, поют магические песни, и музыканты, извлекающие из магических инструментов магические звуки. Все участники процесса входят в состояние транса, когда становится возможным любой сложности технический элемент, а усталость совсем не чувствуется.
Кровавые ритуалы остались в прошлом, современная капоэйра совершенно лишена агрессии, а бойцы не стремятся вывести друг друга из строя. Тренер-капоэйрист занимается не только физической подготовкой и постановкой техники своих учеников, но и развития в них положительных человеческих качеств.
Главный постулат в капоэйре - стремление к свободе. Свободе внутренней и внешней, свободе, которая не зависит от расхожих ценностей. Ведь основным достоянием раба было его тело. Потому-то так важна для капоэйриста максимальная концентрация всех его возможностей, которая достижима лишь при наличии физической и духовной гармонии. Если игрок чувствует, что добился своего, что его движения совпали не только с боем барабанщиков, но и с неким вселенским ритмом, пронизывающим и Землю и Небеса, что он, как Нео из "Матрицы", может руками (а в случае с капоэйристами и ягодицами) отражать пули и гранаты, значит он достиг главного: состояния, называемого в капоэйре "аше". Это полное счастье, эйфория, то, чего не добиться никакими наркотиками и алкоголем, а можно только почувствовать, поучаствовав в капоэйре.

Мастера капоейра
 



Жуа́н Пере́йра душ Са́нтуш, более известный как Местре Жуан Пекено да Пастинья (27 декабря 1917-9 декабря 2011) — один из величайших и наиболее уважаемых местре Капоэйры Ангола.
Его путь в Капоэйре Ангола начался с ученичества у местре Жилвенсона. Позднее местре Жуан Пекено становится учеником Местре Пастиньи — отца современной Капоэйры Ангола. Вместе с Местре Жуан Гранди он позднее разделит славу наследника мудрости Местре Пастиньи и бремя ученика, принявшего великое наследие родоначальника Анголы.
В 1970 году, Местре Пастинья сказал про Местре Жуан Пекено (Жуан маленький) и Местре Жуан Гранди (Жуан большой) следующее:    Они будут величайшими игроками Капоэйры будущего и я много работал с ними, и для них, чтобы этого достичь. Они будут истинными мастерами. Не просто учителями-импровизаторами, какие есть везде, и которые только лишь уничтожают наши традиции, которые столь прекрасны. Я научил этих молодых людей всему, что знал сам. Даже Кошачьему Прыжку. Вот почему у меня великие надежды относительно их будущего.

Капоэйра. Охотников vs. Перейра Дэ Сауза

Приемы капоэйры