Каратэ - боевое искусство, разработанное людьми, которым было запрещено использование оружия. Таким образом, оно создавалось как искусство защиты. Считается, что при высокой степени мастерства для самозащиты достаточно одних рук. Слово «Каратэ» означает «пустая рука».
Истоки каратэ насчитывают более чем тысячелетнюю историю. Когда Дхарма (Бодхидхарма , или Бодай –Дарума в японском произношении- основатель религии Дзэн в Китае ,куда он в 5 в. н.э. принес основы учения из Индии.) был в монастыре Шао- Линь в Китае, он обучал своих учеников физической тренировке для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы и внес эту суровую дисциплину как составную часть в свою религию. Эти методы физических тренировок в дальнейшем развивались и совершенствовались и стали известны как искусство борьбы Шао- Линя.Это боевое искусство вывезли на Окинаву, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов. Повелитель древней Окинавы, а позднее феодальный правитель Кагосимы на самой южной оконечности Кюсю в Японии запретил использование оружия, и это вызвало заметное развитие техники борьбы голыми руками и приемов самозащиты.. Это боевое искусство, зародившееся в Китае, было названо Каратэ, что дословно означало « китайская рука». Современный мастер Фунакоши Гичин, умерший в1957г., в возрасте 88 лет, изменил смысл этого термина: рука из «китайской» стала «пустой».Фунакоши взял определение для этого значения из философии Дзэн- буддизма: «сделать себя пустым, опустошить свой разум». Для мастера каратэ было прежде всего боевым искусством, однако он видел в нем и средство, помогающее выстроить характер. Он писал:
«Как зеркальная поверхность отражает все, что находится перед ней, а тихая долина разносит даже слабые звуки, так и занимающийся каратэ должен начисто изгнать из своего ума эгоизм и злобу в стремлении соответствующим образом реагировать на все, с чем он может столкнуться. Это и является главным смыслом «Кара», или пустоты, в каратэ».
Форма и Равновесие
Каратэ является не только спортом, где концентрируются самые благоприятные способы использования человеческого тела или применяются законы физики и физиологии. Эффективность приемов всех боевых искусств и многих других видов спорта зависит от правильной формы. В бейсболе, например, хорошая форма подачи необходима для поддержания высокого уровня достижений. Фехтовальщик тратит годы на совершенствование движений, которые дилетанту кажутся легкими. Так достигаются практические результаты в движении тела, или форма, которая физически и физиологически правильна. Отличная форма особенно важна в каратэ. Все части тела должны взаимодействовать, обеспечивая необходимую устойчивость для поддержания приемов при выполнении Гери (удары ногами) и Цуки (удары кулаком).
Ученикам каратэ часто приходится стоять на одной ноге в атаке или в защите. Поэтому равновесие приобретает первостепенную важность. Если стопы расположены далеко друг от друга, центр тяжести находится низко, удары получаются сильными. Удар будет слабым, если центр тяжести слишком высоко и ступни сближены сверхдопустимого. Несмотря на то, что устойчивость очень важна, существуют пределы, которые нарушать нельзя. Положение тела и центра тяжести зависит от разных обстоятельств. Равновесие должно постоянно перемещаться с одной ноги на другую. Центр тяжести должен постоянно двигаться из стороны в сторону, чтобы помешать противнику противостоять атаке.
Сила и скорость
Овладение лишь одной мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах. Применением силы в любом движении зависит от ряда факторов. Одним из них, наиболее важным. Является быстрота или скорость. Основные удары Руками и Ногами наиболее эффективны в каратэ при концентрации максимума усилий в момент попадания в цель. Концентрация сил во многом зависит от быстроты, с которой выполняется прием .Важно и другое- большая скорость является результатом большой силы. Вид движения, необходимый для основных приемов каратэ, -вовсе не тот, который позволяет медленно передвигать тяжелые предметы, но . напротив, такой, которым можно перемещать легкие предметы с максимальной скоростью. Для того, чтобы увеличить силу и быстроту, необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные нападения.
Концентрация силы
Удары руками и ногами будут слабыми, если бить только ногой или рукой. Для достижения максимальной силы необходимо использовать концентрацию всех частей тела одновременно. Когда производится удар, сила из центра тела от основных мышц к конечностям, окончаниям кисти или стопы. Эта сила движется от одной части тела к другой со скоростью 0,01 м/с. Все движения от начала до конца продолжаются 0.15-0.18 секунды, если все элементы этого движения исполнены правильно. Тренировка способствует тому. Что вся имеющаяся сила концентрируется в стопе, если вы бьете ногой, или в кисти, если вы бьете кулаком.
Важно держать различные мышцы и сухожилия расслабленными, чтобы иметь возможность немедленно ответить на изменение обстоятельств. Если мышцы уже напряжены, то их больше нельзя будет уже напрячь в момент концентрации силы.
Сила, концентрируемая в момент удара, должна быть мгновенно сброшена для подготовки к следующему движению.
Роль мышечной силы
Силу для движения тела дают мышцы. Всесторонне натренированные. Мощные и эластичные мышцы- вот, что необходимо в каратэ. Приемы будут слабыми, если мышцы будут недостаточно сильными и крепкими. Поэтому необходима постоянная тренировка в укреплении и усилении мышц тела. Важна быстрота мышечной концентрации, потому что чем более мышца способна к напряжению, тем большую силу она производит.
Ритм
Важным элементом является ритм. Правильный ритм важен как в выполнении основных приемов, так и в свободном спарринге. Особенно ритм важен в выполнении официальных или формальных упражнениях- Ката. Нужна хорошая подготовка, чтобы выполнить в минимальное время три наиболее важных элемента: применить силу в нужное время, контролировать быстроту в приемах и от приема к приему, плавно перемещать тело от одного приема к следующему. Эти требования неосуществимы без ритма. Ката., выполненная учеником. Продвинувшимся в изучении каратэ, мощна, ритмична, и следовательно красива.
Чувство времени
Если чувство времени недостаточно развито, прием может не получится. Удары руками и ногами, направленные в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, чаще всего безрезультатны. Весь исход схватки в каратэ решают мгновения и недостаточно точный, расчет времени может оказаться гибельным. Атака в каратэ должна начинаться рукой или ногой из обычной позиции- подготовительной или защитной. Очевидно, рука или нога должна располагаться так, чтобы прием можно было легко применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, в течении всего этого движения, тело должно держаться расслабленным, однако настороженным, с мышцами, полными энергии и готовыми для любого случая.
Низ живота и бедер
Тренеры современного спорта постоянно подчеркивают, что максимальную силу в любое движение можно вложить с помощью бедер. Например, они говорят: «Бейте вашими бедрами», или «бросайте вашими бедрами», или «поддайте его вашими бедрами».
В Японии важности Танден уделяют внимание на самых ранних стадиях обучения. Эта область особенно важна потому, что там, по японским представлениям, сосредоточен человеческий дух, и эта область обеспечивает основу силы и равновесия.
Танден в действительности есть область позади пупка и в центре тела. Когда вы стоите прямо, центр тяжести располагается как раз там. Если стойка в каратэ правильная, центр тяжести находится в центре Танден. Правильная стойка дает возможность ученику уравновесить верхнюю и нижнюю часть своего тела, приводя в гармонирческое взаимодействие его мышцы, и позволяет почти не терять энергию.
Если силы концентрируется в Танден, она как струя вливается в выполняемые приемы каратэ, а кости таза и голени крепко поддерживают бедра и корпус при поворотах. Эта мощная поддержка позволяет выполнять сильные приемы.
Центр тяжести, т.е. низ области живота и бедер, играет большую роль в различных движениях. Следовательно, нужно стараться делать удары ногами, руками и блоки, помогая бедрами.
В каратэ есть много базовых движений, которые объединяются в каты.
Киокушинкай карате. Ката 1
Киокушинкай карате. Ката 2
Киокушинкай карате. Ката 3
Киокушинкай карате. Ката 4
Гиганты каратэ
Фунакоси Гитин (1868—1957) — мастер каратэ из Окинавы, который первым широко познакомил японцев с этим окинавским боевым искусством, начав пропагандировать каратэ в Японии с 1921 года. Является основателем одного из самых распространённых стилей — Сётокан. Считается родоначальником японского каратэ.
Морио Хигаонна
Морио Хигаонна (родился 25 декабря, 1938) — известный окинавский мастер карате, являющийся основателем и шеф-инструктором International Okinawan Goju-ryu Karate-do Federation (IOGKF).
Сэнсей Морио Хигаонна является одним из немногих мастеров годзю-рю, которым присвоена степень 10-й дан. Автор нескольких популярных книг по карате: "Традиционное карате-до: Окинавское годзю-рю" (1985)[5] и "История карате: Окинавское годзю-рю" (2001).
Известный мастер боевых искусств Донн Дрэгер (1922–1982) сказал о Морио Хигаонне следующее: "Это наиболее опасный человек в реальном бою во всей Японии".
Мотобу Тёки — мастер окинавского каратэ.
Родился в деревне Акахира, Окинава. Мотобу Тёки был младшим из трёх братьев и его не стали обучать семейному стилю тотэ (раннее название каратэ). Несмотря на это, Мотобу очень интересовался боевыми искусствами. Он тренировался самостоятельно, отрабатывая удары на макиваре и поднимая тяжелые камни для развития силы. Мотобу Тёки был очень ловким, за что и получил от сверстников прозвище «Мотобу но Сару», «Мотобу — обезьяна».
Соревнования по карате